Главная | Регистрация | Вход | RSS Четверг, 25.04.2024, 11:49

Центр сопровождения молодых первооткрывателей "Земля...

Приветствуем Вас на нашем сайте!
Меню сайта
реквизиты к оплате
Мои статьи [5]
Наш опрос
В каких исследовательских проектах тебе хотелось бы участвовать?
Всего ответов: 9
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: опыт социального партнерства»
III - городская научно-практическая конференция «Сотрудничество и социальное партнерство как условие развития образовательного учреждения» «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: опыт социального партнерства» Соколова Г.А. педагог дополнительного образования МОУ ДОДДТ»УСПЕХ», г. Астрахани Учащийся — это не определенный возраст, а жизненная позиция. Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Социальное партнерство – это отношения между субъектами, ориентирующимися в совместной деятельности не на конфронтацию, а на поиск социального консенсуса, сотрудничество, на обеспечение оптимальной реализации различных специфических интересов всех ее участников с целью повышения благополучия каждого региона и России в целом Современный этап повышения уровня образованности общества, качества образовательного потенциала населения России подразумевает появление новых функций системы образования, формирование таких форм социального партнерства между властью, бизнесом, личностью, родителями, работодателями и образовательными учреждениями, которые способствуют развитию процессов образовательной и профессиональной подготовки, а также переподготовки кадров.[1 29-30] Современная школа, как общеобразовательная, так и профессиональная, не решает своей главной задачи - обеспечить взросление и взрослость, т.е. социального взросления. Одна из важнейших функций непрерывного обучения помощь человеку в процессе осознания окружающего мира и себя в нем. В связи с тем, что качество подготовки выпускников учреждений профессионального образования далеко не везде и не всегда соответствует запросам и потребностям личности и общества, а также требованиям современного производства, возникла необходимость в поиске путей, форм и видов сотрудничества социальных партнеров, имеющих одну цель – подготовку высокопрофессиональных специалистов. В научной литературе и на практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно. Одни понимают его как конкретный тип социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом. Другие - в более широком смысле: как специфический вид общественных отношений между профессиональными, социальными группами, слоями, классами, их общественными объединениями, органами власти и бизнесом. Третьи - как мировоззренческую основу согласования и защиты интересов различных социальных групп, слоев, классов, их общественных объединений, бизнеса и органов власти. Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства: социальная проблема; интересы партнеров; правовая обоснованность партнерства; возможности и сильные стороны партнеров; правила взаимодействия и взаимного контроля; наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства; наличие проекта как способа соорганизации сторон. постоянство и стабильность процесса социального партнерства; инновационные пути решения социальных проблем. Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон: значимость социальной проблемы для каждой из сторон; установление интересов каждого из возможных партнеров; совместное формулирование целей и задач деятельности; осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы; выработка четких правил действий в процессе сотрудничества; осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект. Право создавать гибкие образовательные структуры (центр, дворец, дом, клуб, школа и др.) предоставляет, в частности, Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Такие структуры вправе самостоятельно разрабатывать программу деятельности с учетом запросов детей, потребностей семей, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, а также особенностей социально-экономического развития и национально-культурных традиций территории. Финансирование деятельности таких организаций должно осуществляться на долевой основе. Чему помогает социальное партнерство? Оценка опыта взаимодействия показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы учреждения дополнительного образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать учащимся наиболее эффективно помощь в образовательном плане, а участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций. Итак, эффективное социальное партнерство в образовании предполагает: а) наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования; б) готовность к такому сотрудничеству учреждения дополнительного образования; в) потребность учреждения дополнительного образования; г) инициатива учреждения дополнительного образования; д) инициатива негосударственного сектора. Наличие названных условий будет способствовать тому, что партнерство поможет направить ресурсы учреждений дополнительного образования на развитие сообщества, общественной самоорганизации и самоуправления. Оно привлечет ресурсы сообщества к поддержке образования и будет способствовать взращиванию вокруг учреждения дополнительного образования традиций и практик гражданской активности, благотворительности, добровольничества. Думается, что уже сегодня социальное партнерство создаст на местном уровне реальные структуры российского гражданского общества и будет гарантировать их стабильное развитие. Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; возможность для местных жителей, общественно-активных школ, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности принимать участие в процессе обучения и образовательной жизни их детей; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе. Модель социального партнерства в образовании и организационные формы партнерства, имеющие "прописку" в МОУ ДОД ДДТ»УСПЕХ», этапы реализации нашей модели социального партнерства дают право заявлять о сложившейся специфике взаимоотношений, о новых технологиях и оценивать слагаемые успеха в этом новом для развивающегося гражданского общества деле. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий (чаще всего внеучебных), в распределении ответственности и координации усилий в деле оснащения научными приборами. В первую очередь привлекаются ученые вузов: АГУ, АГТУ, а так же ученые Астраханского заповедника и городские отделы охраны природы. Каждый вуз трактует свою успешность как нахождение выпускником рабочего места, то вузы стремиться уделять больше внимания отбору абитуриентов и всему тому, что способствует предотвращению отсева. То есть механизм финансирования может стимулировать образовательное учреждение привлекать к участию в учебном процессе как можно больше преподавателей, аспирантов, студентов . Вовлечение их в сотрудничество (а не только совершенствование методик обучения) помогает снизить отсев в вузах и оптимизировать содержание учебных планов и программ. Они осуществляют научное руководство занятиями, консультированием учащихся, а так же основную роль играют в организации научно-исследовательских работ, которыми занимаются учащиеся на базе Полевого Центра. Так д.бн. В.Н.Пилипенко, д.б.н. В.И.Закутнова, к.б.н. Лактионов А.П. принимают активное участие в формировании полевого практикума учащихся на природе. Вместе с учащимися осуществляют научно-исследовательские экспедиции, рецензируют и консультируют основную массу научно-исследовательских работ, читают лекции, разрабатывают занятия полевого практикума для разновозрастных групп учащихся, предоставляют научные лаборатории для проведения анализов полевых проб и проведения классификации организмов, используя богатый опыт самих ученых и библиотечный фонд вуза.. Каждая группа исследователей имеет выход в виде готовой работы на городские и областные конференции, которые проводит Областной биолого-экологический Центр, ОГОУ ДОД «Центр детского научно-технического творчества», Астраханский заповедник. Участвуя в многочисленных конкурсах , олимпиадах, акциях учащиеся получают опыт социального общения, культуры общения и самоутверждения, что очень важно для развития сферы общения подростков. Планируется проведение совместно с Санкт -Петербурским Эколого - биологическиим центром» Крестовский остров»А.Р Ляндзберг и учебным центром ЗАО «Крисмас+» МельникА.А. на базе нашего учреждения проводить с 2010 года конференцию «Инструментальные исследования окружающей среды».Цель данного мероприятия содействовать формированию у молодежи экологического мышления и комплексного подхода к решению проблем окружающей среды. Такое партнерство расширит границы общения, позволит учащимся больше узнать о своей стране и ее экологических проблемах. Для проведения полевого практикума используем городские парки, ближайшую природную зону- Остров Городской. Однако, необходимы опытные участки с разнообразным ландшафтом. В данном случае помогают базы летних оздоровительных лагерей, базы студенческих лагерей труда и отдыха, где у учащихся есть все условия для проведения 3-4 дневных семинаров с полным обеспечением проживания и питания. Проводятся выездные экспедиции на озеро Баскунчак и гору Большое Богдо, договариваясь с хранителями заповедника и часто получая дополнительную литературу по сохранению видового состава растительного и животного мира в Государственном природном Богдинско-Баскунчакском заповеднике.Такие же экспедиции проводятся и при участии сотрудников Астраханского биосферного заповедника.при посещении заповедника, налажена связь и с Ильмено-бугровым заказником. Необходимым условием развития образования одаренных и мотивированных на познавательную деятельность детей, его открытости, являются связи и партнерские программы с учреждениями других ведомственных систем, общественными организациями и объединениями, международные контакты. В этой области образования реализуется ряд проектов разного уровня. Привлечение детей к романтическим «заповедным островам». Идея их сохранения объединяет школьников с самыми разнообразными интересами и способностями; Вовлечение школьников в изучение экологических проблем через конкретную природоохранную работу и участие в ярких массовых городских акциях; Исследования различных природных закономерностей на охраняемых природных территориях; Заполнение досуга школьников интересной и полезной деятельностью. Друзья заповедных островов - это юные экологи и экожурналисты, юннаты и артисты экологических театров, юные рейнджеры, скауты, школьные лесничества и фольклорные коллективы, экоагитбригады, все, кто изучает и помогает своим заповедным островам и островкам.Все они становятся участниками конкурса «Заповедные острова России». Среди Интернет программ, которые реализуются участниками Полевого учебного центра это: Проект «Интеллект будущего»,Всероссийский заочный конкурс эрудитов «Познание и творчество» для школьников 1-11 класса, Российская открытая конференция «Юность, наука, культура» для старшеклассникв и студентов, Российский открытый конкурс «Научный потенциал - XXI», Российский конкурс «Первые шаги в науку» для учащихся 5-8 классов, Рождественские научные чтения для учащихся начальной школы, Заочный творческий конкурс «Созвездие талантов»., «Портфолио» Издательский Дом Первое сентября, конференция «Экосодружества», «Созвездие», конкурс научно-исследовательских работ им. В.И. Вернадского, конкурс «Живая карта» Прозрачный мир, участие в проекте «Наблюдай и исследуй». Включение в проект ГлобалЛаб, участие в фотоконкурсе «Россия глазами школьников», в международном конкурсе МИЛСЕТ. обучение старшеклассников в школе при МГУ «Школа5+». Участие в интеллектуальном фестивале в рамках Всемирных юношеских игр «Эрудиты Планеты», «Умник»,в Эколого-биологической олимпиаде 2009(Ярославль), в Дистанционной обучающей олимпиаде по географии 2009 Методика занятий наукой с детьми от 6 до 12 лет «Маленькие находчивые», ставшая в России популярной, «Я – исследователь». Социальное партнерство ведет к образованию сообщества единомышленников, которые понимают необходимость поддержки традиций отечественного образования, связанных с деятельностным подходом, индивидуальным творчеством, сотрудничеством участников образовательного процесса. Мы очень ценим активную позицию всех организаций, ученых, экологических учреждений и всех кто проявляет готовность развивать образовательные программы и проекты на основе исследовательской деятельности учащихся. В настоящий момент чрезвычайно важна общественная поддержка этого направления. В общем образовании все больше внимания сосредотачивается на подготовке учащихся к Единому государственному экзамену. На этом фоне уходит на второй план задачи развития творческих способностей учащихся на основе выполнения ими индивидуальных проектов и исследовательских работ. А ведь именно эта работа ведет к выявлению талантливых детей и построению индивидуальных траекторий их развития, что в конечном счете определяет развитие интеллектуального потенциала нашей страны в будущем Список использованных документов. Андронова И. Социальное партнерство в культурно-досуговой деятельности для пожилых людей / И. Андронова // Социальная работа. – 2004. - № 1. – С. 29-30. Беляков С. Ю. Что такое и с чем его едят?: Национальные особенности социального партнерства / С. Ю. Беляков // Библиотечное дело. – 2004. - № 1. – С. 4-6. Догадина И. Ломаем стереотипы / И. Дргадина // Библиотека. – 2003. - № 12. – С. 17-18. Зозулина О. А. Социальное партнерство как условие культуротворческой деятельности библиотеки мегаполиса: (на примере Библиотеки № 27 ЦАО г. Москвы) / О. А. Зозулина // АИФ-Новая библиотека. – 2—3. - № 38-45. Куликова Л. В. Публичная библиотека в социальной инфраструктуре / Л. В. Куликова // Махаева В. Новая форма жизни: социальное партнерство как принцип управления библиотекой // Библиотечное дело. – 2004. – № 2. – С. 14-16. Михеев В. А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития / В. А. Михеев, А. В. Михеев // Соц.-гуманитарные знания. – 2002. - № 5. – С. 194-206. Позднякова Н.А. Библиотека и социальное партнерство. Новые возможности / Н. А. Смолина Е. Стратегия консолидации: Библиотеки и социальное партнерство / Е. Смолина // Библиотечное дело. – 2004. - № 1 (13). – С. 2. Шишкарев С. Социальное партнерство в России / С. Шишкарев // Российский журнал. – 2003. – 3 апреля. Режим доступа: http://www.russ.ru/politics/20030403-shishkarev.html

Источник: http://moemesto.ru/login/
Категория: Мои статьи | Добавил: warwara (13.08.2011) | Автор: Галина E W
Просмотров: 2143 | Теги: партнерство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт "Земляне"

  • Copyright MyCorp © 2024