Учащийся — это не определенный возраст, а жизненная позиция. Значит надо учиться всю жизнь. Но как учиться? С удовольствием , со страстным желанием познать, открыть? Или просто выучить так , чтоб от зубов отскакивало и получить пять, но ничего не понимать в том о чем ты только что , так блистательно доложил. Чтобы научить учиться с желанием, надо чтобы форма обучения соответствовала душевному состоянию учащегося, а настроение , если вы настоящий педагог , создаст учитель, творец детских душ. Разумеется ,чтобы о чем –то говорить или что-то изучать , надо знать основы науки и возможно здесь надо даже позубрить. Но можно просто окунуть ребенка в мир проблем и он сам будет заинтересованно искать ответ у всех , кого он встретит на своем пути. Один из таких педагогических приемов – это проведение настоящего исследования . Самое главное, что делать надо это всерьез и доводить да конца, когда ребенок может выступить перед сверстниками и заявить о своих изысканиях и обязательно получить одобрение со стороны учителя, родителя, а особенно со стороны сверстников. Это и будет мотивом к осуществлению любого исследования, на которое возможно укажет учитель или выберет сам ученик. Итак, исследование! Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире Первым делом составляется программа. Первая часть программы раскрывает ее концептуальные основы; задаются основные элементы модели исследовательской деятельности учащихся, деятельности педагога по проектированию исследовательской деятельности, организации исследовательской деятельности; ее смысл, цель, содержание; ожидаемые результаты профессиональной работы современного педагога, ведущего работу по развитию исследовательских способностей учащихся и обретению ими элементов культуры исследовательской деятельности; Вторая часть представляет общую технологию, содержание, учебные модули и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках данной программы.(Леонтович,2008) Исследовательская деятельность учащихся рассматривается как средство реализации развивающего обучения, теория которого была развита В.В.Давыдовым. Она выступает как форма учебной деятельности, особенно в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, в процессе освоения которой у учащихся развиваются навыки постановки целей и задач собственной деятельности, подбора инструментария (методик) их решения, осваиваются техники аналитического мышления, рефлексии. В качестве ключевых рассматривается развитие способностей педагогов занимать исследовательскую позицию в образовательном процессе, видеть и выделять в материале учебных предметов проблемы и ставить их перед учащимися, создавать условия для самостоятельного движения учащихся, когда в рамках решения исследовательских задач им нужно самостоятельно принимать одну из возможных версий объяснения свойств того или иного объекта (явления). Модель – идеализация, то, чего не существует в реальной жизни. Это совокупность принципов, в соответствии с которыми может быть организована деятельность в тех или иных конкретных условиях. Экспертным путем может быть установлено, соответствует ли конкретная практика заявленной модели, или она является чем-то совершенно иным. Подчеркнем, что модель должна отражать именно существенные для нас черты развиваемой практики, и может не включать второстепенные, для наших целей несущественные. Исходя из этого модель – совокупность существенных черт предмета, которые позволяют его описывать и воспроизводить (проектировать), прежде всего по смысловому основанию. В силу этого модель такой сложной системы, как образовательный процесс должна являться результатом теоретического исследования, выделяющего его генетические, родовые качества, а не эмпирического, при котором устанавливаются лишь внешние характеристики. В современном образовании наиболее существенными являются ценностно-смысловые принципы построения образовательного процесса, определяющие взаимоотношения участников образовательного процесса, отбор содержания, представления о том, что является результатом образования. В.П.Зинченко так характеризует понятие модели (Развивающее образование, т. 1, М., 2002. с. 55): «В общем случае под моделью понимается функциональный гомоморфный перенос (отображение) части внешнего мира на систему понятий (изображений, визуализированных картин, символов, знаков). Это отображение не является изоморфным, т. е. взаимно однозначным, однако оно сохраняет существенные связи между элементами внешнего мира или первичной модели. Последнее свойство позволяет модели быть не только описательной, но и предсказательной. В соответствии с таким определением существенными компонентами модели являются: 1) Понятия (термины, знаки, символы). 2. Постулаты (аксиомы или законы). 3. Правила трансформации (оперирование, вычисления). 4. Правила установления соответствия исходного состояния модели с полученными после преобразований результатами и последних с экспериментальными и практическими испытаниями». Для нашего случая нам необходимо выделить существенные компоненты модели исследовательской деятельности учащихся, значимых для нашей инновационной практики. Этими компонентами являются: 1) Основные понятия – те категории и термины, в которых может быть описана исследовательская деятельность учащихся и которые затем становятся рабочим языком при практической работе в учреждениях; 2) Содержание (в отличие от реализации образовательного процесса средствами других технологий); 3) Средства или формы реализации образовательного процесса; 4) Образовательный результат и критерии его оценки. Таким образом, последовательность этапов работы педагога в условиях конкретного образовательного учреждения можно описать следующей цепочкой: уяснение основных элементов модели исследовательской деятельности учащихся – выделение существенных специфических особенностей учреждения и контингента обучающихся по отношению к модели (какие функции исследовательской деятельности эффективно «работают» в этих условиях) – определение форм исследовательской деятельности, которые могут быть эффективно реализованы в условиях обозначенной специфики – включение указанных форм в арсенал средств педагога. Поясним на примере. В условиях творческого объединения «Полевой учебный Центр «Стриж» главной функцией исследовательской деятельности может быть организация на ее основе профильного обучения, поэтому здесь необходима разработка курсов по выбору, введение в базисную сетку часов на выполнение исследовательских проектов, организация системы индивидуального консультирования и защиты этих проектов. В основной школе на основе исследовательской деятельности эффективной оказывается организация общеучрежденческих проектов на основе работы разновозрастных групп дополнительного образования, чем мы и занимаемся на базе нескольких городских и 2 сельских школ.. В учреждения дополнительного образования , как наше, оказывается наиболее эффективным организация выездных форм работы, включая экскурсии и экспедиции и т. д. Очевидно, что задачи и формы исследовательской деятельности должны соответствовать особенностям учащихся, возрастным особенностям их развития, специфике познавательной мотивации, в противном случае учебные исследования могут оказаться неэффективными и даже вредными. Рассмотрим подробнее отдельные компоненты модели: Основные понятия. Исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Исследовательское обучение – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основные характеристики исследовательского обучения: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной. Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Педагогический проект руководителя исследовательской работы – проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся. Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Как было сказано, главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов. Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Исходя из этого можно сформулировать основные задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение: Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом – как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В этом смысле освоение исследовательского метода является приобретением общей компетентности исследователя, основой которой является способность строить достоверные представления об окружающем. Исследовательский метод созвучен учебной деятельности В.В.Давыдова, целью которой является развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения. Создание познавательной базы исследовательской компетентности – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом. Развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности. Возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества – освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества. Группы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы. Формы работы в группах дополнительного образования 1. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ. 2. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения с тесной увязкой различных форм образовательной деятельности и реализацией годового цикла исследовательской деятельности. 3. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований. 4. Конференция и конкурс - формы презентации исследовательской деятельности. Конференции в Центре «Стриж», и участие в городской, областной, межрегиональной, Российской и международной конференциях. 5. Молодежное объединение (юношеское научное общество «Полевой учебный Центр «СРИЖ» 6. Участие в Интернет проектах : «Наблюдай и исследуй», «Глобальная школьная лаборатория», Российская дистанционная эколого-биологическая викторина , Дистанционная обучающая олимпиада по географии., Международный проект «Экомарафон», конкурс «Живая карта» -работа с космическими картами, МИЛСЕТ-фото природы, конкурс фотографий «Россия глазами школьников» . Результаты Результаты исследовательского обучения разделяются на две части. Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта, установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку. Вторая показывает, какие способности, и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции. Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения является экспертный путь оценки по следующему плану: Исследовательская разработка: постановка проблемы, гипотеза исследования, экспериментальные исследования и их анализ, результаты и выводы Методика реализации исследовательской деятельности в области естественных наук Задачи в области естественных наук (экология, геология, ботаника, зоология, химия и др.). Актуальная проблематика исследовательских работ школьников. Экология и принципы устойчивого развития. Примеры методик организации исследовательских работ на объектах окружающего мира. Пришкольный участок. Летний отдых на даче. Экскурсии и прогулки. Выполнение исследовательских работ на базе специализированных лабораторий (школьные, СЭС, НИИ и др.). Сотрудничество с особо охраняемыми природными территориями в области эколого-просветительской работы. Перечень сайтов, поддерживающих проблематику исследовательской деятельности учащихся. http://www.researcher.ru/ - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы. http://www.vernadsky.info/ - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей. http://www.konkurs.redu.ru/ - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов. http://www.subscribe.redu.ru/ - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся. http://www.irsh.redu.ru/ – сайт научно-мтодического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников». http://www.iteach.ru/ – сайт программы Intel «Обучение для будущего». Перечень видеофильмов «Следы» - методический фильм о сущности исследовательского подхода в общем образовании (к VIII Всероссийским юношеским чтениям им. В.И.Вернадского). 8 мин. «Телецкое озеро-2003» - информационно-методический фильм об организации и проведении Московской городской исследовательской экспедиции школьников в Алтайский государственный природный заповедник в 2003 г. 7 мин. «Беломорье-2004» - информационно-методический фильм об организации и проведении Московской городской исследовательской экспедиции школьников на Терское побережье Кольского п-ва в 2004 г. 10 мин. «Байкал-2005» - информационно-методический фильм об организации и проведении Московской городской исследовательской экспедиции школьников в Забайкальский национальный парк в 2005 г. 9 мин. «INTEL ISEF. Взгляд из России» - информационно-методический фильм о ходе Всемирного смотра научного и технического творчества учащихся в Луисвилле (Кентукки, США) в 2002 г. 8 мин. «V Word Park Congress» - информационно-методический фильм об эколого-просветительской работе на территории особо охраняемых природных территорий по итогам 5 Всемирного конгресса Парков (Дурбан, ЮАР) в 2003 г. 7 мин. «10 лет чтений им. В.И.Вернадского» - методический фильм, посвященный 10-летию реализации программы Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского. 2003 г. 10 мин. Методика проведения занятия по полевому практикуму. Тема: Выяснить экологическое состояние участка оздоровительного лагеря «Березка» Цель: освоение исследовательского метода, основой которого является способность строить достоверные представления об окружающем мире. Оборудование: рулетки, лупы, полевой микроскоп, карандаши, столик для записи, полевой дневник, фотоаппарат, лопата. Преподавательский состав: педагог дополнительного образования, 2 учителей школы, чьи дети займутся работой, приглашенный ученый вуза . Гипотеза: на обследуемом участке находится оздоровительный лагерь, но действительно ли окружающая обстановка соответствует этому Ход исследования. Инструктаж по технике безопасности Деление группы из 30 человек на мини-группы по 5 человек. Ученый задает проблему и объясняет методику работы на местах Развод групп и определение участка исследования(площадка 20х20 метров) Получение участниками исследования протоколов и их заполнение. Определение времени- обычно устанавливается в пределах 2 часов. Во время проведения исследования учащиеся по всем вопросам могут получить помощь, но не подсказку. Всю работу они делают самостоятельно, а при камеральной обработке обсуждают , на сколько хорошо выполнено исследование, достоверность, достаточно образцов, вариативность проб и вид их обработки. Каким бы ни был результат, его обязательно представляет каждый участник группы самостоятельно. Во время отчета ученый и преподаватели могут задать вопрос или поспорить по поводу выводов , сделанных молодыми учеными. Обязательно указывается на те части исследовательской работы, где результатов нет или их не достаточно и обязательно надо показать учащимся ,что же зависит от такого небрежного отношения к собранным фактам или пробам. Группы представляют во время отчета свои работы с отражением графиков, диаграмм или схематических рисунков, дополняя собранным иллюстративным материалом. Затем выдается после первого прохождения такого практикума сертификат, удостоверяющий о прохождении первого этапа ликвидации экологической безграмотности. После второго , что учащийся прошел полный курс «Эколикбеза», а после 3-4 получает сертификат «Исследователь», так как уже выполняет самостоятельную научно-исследовательскую работу под руководством ученого . Основные результаты занятия Во время прохождения полевого практикума учащиеся непроизвольно начинают использовать научную терминологию, т.е. показывают , что освоили понятийный аппарат исследовательской деятельности без особых усилий, им это очень нравиться Усваивают основные компоненты модели организации исследовательской деятельности ( им срочно требуется какой-либо источник об объекте исследования, необходимо точно знать , что означает какой-либо научный термин, возникает желание уточнить содержание исследовательской работы, о которой они вначале слушали не внимательно, а теперь, когда начали исследование вдруг поняли , что не знают что и для чего и с чем работать, учащимся нравиться форма самостоятельной работы, это возвышает их и дает представление, что все изучаемые предметы в школе им просто необходимы(вычертить график, обработать статистические данные) , особенно волнует их во время отчета. Все сразу преобразуются и стараются сказать как можно правильнее и доходчивее обо всем , что проделали за день. Сертификат –это оценка труда ребенка, ведь кто в школе на плохом счету и его не замечают, здесь обязательно себя проявит и сам удивиться., что смог выполнить работу не хуже других. Рефлексия. Все участники высказывают мнение о проведенном полевом практикуме, как бы подводя итог лично для себя и проявив себя на фоне одноклассников. В школе после приезда , доработав реферативную часть ребята выступают на школьной конференции научно-исследовательских работ. Если работа удалась, и ее высоко оценили в школе, направляют на городской конкурс, областной , Российский.. Вывод. В соответствии с современными достижениями личностно-ориентированной педагогики, компетентностного подхода, в нашем творческом объединении «Полевой учебный Центр «СТРИЖ» обеспечивается возможность работы с одаренными детьми путем предоставления : -объема информации, обеспечивающий возможность построения ориентационных сетей (или карт) человека в системе накопленных человечеством знаний (или знание, куда обратиться за той информацией, в которой в данный момент возникла необходимость); - опыта, личностно присвоенного, организации и реализации предметных деятельностей различного вида; знание о том, что и как необходимо сделать, чтобы самостоятельно достигнуть намеченного результата; - практики выстраивания личностного отношения к предмету деятельности, ее последствиям, способом собственной самореализации в этой деятельности. Знаний о том, зачем то или иное действие нужно или не нужно делать, представления о разнообразных последствиях этого действия, морально-этическая его квалификация. Через освоение такой практики деятельность учащегося становится рефлексивной, а сам он субъективируется в этой деятельности; - обучение способности строить коммуникативные связи, позволяющие эффективно выстраивать коллективную деятельность; формулировать «запросы» и «обращаться» за недостающими предметными позициями к другим субъектам. Можно сформулировать основные функции, которые исследовательское обучение имеет в нашем образовательном процессе, учитывающие обозначенные выше параметры, определяющие содержание образования: - путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов. Эту задачу общего образования никто не отменял и исследовательская деятельность здесь может выступать как - инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей; - способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях; - средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это прежде всего - способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана – эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – в конечном счете, воспроизводством культуры социума от поколения к поколению. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Проектно-исследовательская школа и инновационная сеть исследовательской деятельности учащихся. В Астрахани сложился относительно постоянный круг организаций (это школы, учреждения дополнительного образования детей, детские коллективы при научных учреждениях и др.), в которых сложились традиции и культура исследовательской работы со школьниками. Каждая из таких организаций хорошо узнаваема по характерному «почерку»: это может быть излюбленная тематики, или методики, или места проведения исследований. Каждый год они представляют на различные конференции работы разных детей, подчас меняются педагоги, но «почерк» остается неизменным. Для них вводится специальный термин — проектно-исследовательские школы, они и являются реальными субъектами исследовательской деятельности учащихся. Ориентация на работу с проектно-исследовательскими школами задает инновационную сеть, в которой распространяется (внедряется) технологическая модель исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе как модель их вовлечения и удержания в совместную деятельность. Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Список использованных документов. 1. Андронова И. Социальное партнерство в культурно-досуговой деятельности для пожилых людей / И. Андронова // Социальная работа. – 2004. - № 1. – С. 29-30. 2. Беляков С. Ю. Что такое и с чем его едят?: Национальные особенности социального партнерства / С. Ю. Беляков // Библиотечное дело. – 2004. - № 1. – С. 4-6. 3. Догадина И. Ломаем стереотипы / И. Дргадина // Библиотека. – 2003. - № 12. – С. 17-18. 4. Зозулина О. А. Социальное партнерство как условие культуротворческой деятельности библиотеки мегаполиса: (на примере Библиотеки № 27 ЦАО г. Москвы) / О. А. Зозулина // АИФ-Новая библиотека. – 2—3. - № 38-45. 5. Куликова Л. В. Публичная библиотека в социальной инфраструктуре / Л. В. Куликова // Махаева В. Новая форма жизни: социальное партнерство как принцип управления библиотекой // Библиотечное дело. – 2004. – № 2. – С. 14-16. Литература 1.Леонтович А.В. Исследовательская экспедиция как эффективная форма организации учебно-воспитательной работы. В сб. «Социально-педагогическая деятельность образовательно-оздоровительных учреждений дополнительного образования детей как информационно-социальная технология». Москва – Ярославль – «Сахареж», Анапа – «Кавказ», 2004. с. 130-137. 2.Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь. В сб. «Алхимия проекта». Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего». М., 2004. 3. Леонтович А.В. О практике формирования межрегионального профессионального сообщества на основе юношеского исследовательского конкурса. В сб «Организация деятельности экспериментальных площадок», серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве». М., 2001. 4.Леонтович А.В. Организация творчества педагогов и учащихся: Схема организации и содержания выездной научно-исследовательской экспедиции как формы учебно-воспитательной работы в рамках экологического образования на базе учебного комплекса сред. шк. № 1333 «Донская гимназия» и Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца творчества детей и юношества // Завуч. 2001. № 1. C. 93-119. 5. Леонтович А.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся. В сб. «Экспериментальное образовательное пространство города Москвы». М., 2005. С. 241-265. 6. Логинова Л.Г.. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М., «Владос», 1999. 7. Ляндзберг А.Р. Биоиндикация состояния пресноводного водоема с помощью донных организмов // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 67-77; №2. С. 58-76.