Главная | Регистрация | Вход | RSS Понедельник, 25.11.2024, 01:24

Центр сопровождения молодых первооткрывателей "Земля...

Приветствуем Вас на нашем сайте!
Меню сайта
Наш опрос
В каких исследовательских проектах тебе хотелось бы участвовать?
Всего ответов: 9
Статистика
Форма входа

Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей

Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения). Объем – 72 часа.
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра педагогики дополнительного образования Программа профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения). Объем – 72 часа. Автор – А.В.Леонтович Москва 2008
Содержание
Аннотация3
Представление о модели исследовательской деятельности учащихся4
Пояснительная записка 11
Учебно-тематический план14
Краткое содержание модулей программы16
Перечень сайтов, поддерживающих проблематику исследовательской деятельности учащихся29
Перечень видеофильмов29
Перечень практических тренингов30


Аннотация
Настоящая образовательная программа для разработана для педагогов, специалистов и руководителей образовательных учреждений и затрагивает вопросы проектирования, организации и реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Программа выстроена в логике антропологического подхода к профессиональному развитию педагогов. Освоение программы слушателями предполагает работу по синтезу научного, проектного, методического и практического знания, что обеспечивает переход на новый уровень профессионального развития. Программа реализуется непосредственно и на основе работы слушателей с собственной педагогической практикой, в результате чего не только развиваются способности, обеспечивающие реализацию учебно-исследовательской деятельности, но и изменяется сама практика: складываются механизмы построения новых образовательных ресурсов. Первая часть программы раскрывает ее концептуальные основы; задаются основные элементы модели исследовательской деятельности учащихся, деятельности педагога по проектированию исследовательской деятельности, организации исследовательской деятельности; ее смысл, цель, содержание; ожидаемые результаты профессиональной работы современного педагога, ведущего работу по развитию исследовательских способностей учащихся и обретению ими элементов культуры исследовательской деятельности; Вторая часть представляет общую технологию, содержание, учебные модули и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках данной программы. Исследовательская деятельность учащихся рассматривается как средство реализации развивающего обучения, теория которого была развита В.В.Давыдовым. Она выступает как форма учебной деятельности, особенно в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, в процессе освоения которой у учащихся развиваются навыки постановки целей и задач собственной деятельности, подбора инструментария (методик) их решения, осваиваются техники аналитического мышления, рефлексии. В качестве ключевых рассматривается развитие способностей педагогов занимать исследовательскую позицию в образовательном процессе, видеть и выделять в материале учебных предметов проблемы и ставить их перед учащимися, создавать условия для самостоятельного движения учащихся, когда в рамках решения исследовательских задач им нужно самостоятельно принимать одну из возможных версий объяснения свойств того или иного объекта (явления). Представление о модели исследовательской деятельности учащихся. Модель – идеализация, то, чего не существует в реальной жизни. Это совокупность принципов, в соответствии с которыми может быть организована деятельность в тех или иных конкретных условиях. Экспертным путем может быть установлено, соответствует ли конкретная практика заявленной модели, или она является чем-то совершенно иным. Подчеркнем, что модель должна отражать именно существенные для нас черты развиваемой практики, и может не включать второстепенные, для наших целей несущественные. Исходя из этого модель – совокупность существенных черт предмета, которые позволяют его описывать и воспроизводить (проектировать), прежде всего по смысловому основанию. В силу этого модель такой сложной системы, как образовательный процесс должна являться результатом теоретического исследования, выделяющего его генетические, родовые качества, а не эмпирического, при котором устанавливаются лишь внешние характеристики. В современном образовании наиболее существенными являются ценностно-смысловые принципы построения образовательного процесса, определяющие взаимоотношения участников образовательного процесса, отбор содержания, представления о том, что является результатом образования. В.П.Зинченко так характеризует понятие модели (Развивающее образование, т. 1, М., 2002. с. 55): «В общем случае под моделью понимается функциональный гомоморфный перенос (отображение) части внешнего мира на систему понятий (изображений, визуализированных картин, символов, знаков). Это отображение не является изоморфным, т. е. взаимно однозначным, однако оно сохраняет существенные связи между элементами внешнего мира или первичной модели. Последнее свойство позволяет модели быть не только описательной, но и предсказательной. В соответствии с таким определением существенными компонентами модели являются: 1) Понятия (термины, знаки, символы). 2. Пустулаты (аксиомы или законы). 3. Правила трансформации (оперирование, вычисления). 4. Правила установления соответствия исходного состояния модели с полученными после преобразований результатами и последних с экспериментальными и практическими испытаниями». Для нашего случая нам необходимо выделить существенные компоненты модели исследовательской деятельности учащихся, значимых для нашей инновационной практики. Этими компонентами являются: 1) Основные понятия – те категории и термины, в которых может быть описана исследовательская деятельность учащихся и которые затем становятся рабочим языком при практической работе в учреждениях; 2) Содержание (в отличие от реализации образовательного процесса средствами других технологий); 3) Средства или формы реализации образовательного процесса; 4) Образовательный результат и критерии его оценки. Следует помнить, что в реальном образовательном учреждении реализуется не модель, а реальный образовательный процесс. Когда говорят, что реализована определенная модель, это значит, что воспроизведено содержание, лежащее в основе модели, которое обозначено в четырех пунктах, приведенных выше. Это воспроизведение происходит только через практическую творческую деятельность педагога по проектированию и реализации конкретных форм образовательного процесса и созданию условий для реализации содержания модели в этих формах. Таким образом, последовательность этапов работы педагога в условиях конкретного образовательного учреждения можно описать следующей цепочкой: уяснение основных элементов модели исследовательской деятельности учащихся – выделение существенных специфических особенностей учреждения и контингента обучающихся по отношению к модели (какие функции исследовательской деятельности эффективно «работают» в этих условиях) – определение форм исследовательской деятельности, которые могут быть эффективно реализованы в условиях обозначенной специфики – включение указанных форм в арсенал средств педагога. Поясним это на примере. В условиях гимназии или лицея главной функцией исследовательской деятельности может быть организация на ее основе профильного обучения, поэтому здесь необходима разработка курсов по выбору, введение в базисную сетку часов на выполнение исследовательских проектов, организация системы индивидуального консультирования и защиты этих проектов. В основной школе на основе исследовательской деятельности эффективной оказывается организация общеучрежденческих проектов на основе работы разновозрастных групп дополнительного образования. В учреждения дополнительного образования оказывается наиболее эффективным организация выездных форм работы, включая экскурсии и экспедиции и т. д. Очевидно, что задачи и формы исследовательской деятельности должны соответствовать особенностям учащихся, возрастным особенностям их развития, специфике познавательной мотивации, в противном случае учебные исследования могут оказаться неэффективными и даже вредными. Рассмотрим подробнее отдельные компоненты модели: 1) Основные понятия. Исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Исследовательское обучение – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основные характеристики исследовательского обучения: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной. Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом. Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами, обозначенными в п. «Исследовательская деятельность учащихся». При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении. Педагогический проект руководителя исследовательской работы – проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся. Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Как было сказано, главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов. Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. 2) Содержание и цели обучения. Проблема построения нового содержания образования уже давно обсуждается в педагогическом сообществе. В соответствии с современными достижениями личностно-ориентированной педагогики, компетентностного подхода и др. определяющими содержание образования параметрами являются: - объем информации, обеспечивающий возможность построения ориентационных сетей (или карт) человека в системе накопленных человечеством знаний (или знание куда обратиться за той информацией, в которой в данный момент возникла необходимость); - опыт, личностно присвоенный, организации и реализации предметных деятельностей различного вида; знание о том, что и как необходимо сделать, чтобы самостоятельно достигнуть намеченного результата; - практика выстраивания личностного отношения к предмету деятельности, ее последствиям, способом собственной самореализации в этой деятельности. Знание о том, зачем то или иное действие нужно или не нужно делать, представления о разнообразных последствиях этого действия, морально-этическая его квалификация. Через освоение такой практики деятельность учащегося становится рефлексивной, а сам он субъективируется в этой деятельности; - способность строить коммуникативные связи, позволяющие эффективно выстраивать коллективную деятельность; формулировать «запросы» и «обращаться» за недостающими предметными позициями к другим субъектам. Можно сформулировать основные функции, которые исследовательское обучение имеет в образовательном процессе, учитывающие обозначенные выше параметры, определяющие содержание образования: - путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов. Эту задачу общего образования никто не отменял и исследовательская деятельность здесь может выступать - инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей; - способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях; - средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это прежде всего - способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана – эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – в конечном счете, воспроизводством культуры социума от поколения к поколению. Исходя из этого можно сформулировать основные задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение: Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом – как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В этом смысле освоение исследовательского метода является приобретением общей компетентности исследователя, основой которой является способность строить достоверные представления об окружающем. Исследовательский метод созвучен учебной деятельности В.В.Давыдова, целью которой является развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения. Создание познавательной базы исследовательской компетентности – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом. Развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности. Возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества – освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества. 3) Формы реализации. Среди форм организации исследовательского обучения выделим следующие главные (в каждом конкретном случае учитель может разрабатывать и использовать и самостоятельно разработанные формы): 1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режессурой научной дискуссии с формулировкой выводов. 2. Обновление содержания образования через введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей и отработке постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на уроках. Следует обратить особое внимание на специфику применения дедуктивных принципов в подаче материала, поскольку в школьном возрасте такие методы еще не всегда доступны учащимся и требуют подробного фактологического сопровождения. 3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов. 4. Группы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы. 5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ. 6. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения с тесной увязкой различных форм образовательной деятельности и реализацией годового цикла исследовательской деятельности. 7. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований. 8. Конференция и конкурс - формы презентации исследовательской деятельности. 9. Клуб, молодежное объединение (юношеское научное общество, малая академия наук и др.). 4) Результаты Результаты исследовательского обучения разделяются на две части. Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции. Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения является экспертный путь оценки. 2. Пояснительная записка
2.1. Цели и задачи. Цель программы профессионального дополнительного образования «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» – становление профессионализма учителей и педагогов дополнительного образования в области проектирования, организации и руководства исследовательскими работами учащихся. Задачи: 1. формирование у слушателей модельных представлений о технологии исследовательской деятельности и способах ее реализации в образовательных учреждениях; понятия об исследовательской позиции и способах ее формирования; 2. получение знаний в области истории и практики развития проектной и исследовательской деятельности учащихся в отечественных образовательных системах и за рубежом; 3. формирование у слушателей двух необходимых составляющих профессиональности руководителя учебного исследования – научно-исследовательской (обеспечивающей воспроизводство культуры исследовательской деятельности) и проектно-педагогической (обеспечивающей педагогически адекватную организацию исследовательской деятельности); 4. освоение навыков разработки образовательных программ (основных, дополнительных), основанных на исследовательской деятельности учащихся, их методического и дидактического обеспечения, технического сопровождения; 5. освоение навыков реализации исследовательской деятельности учащихся через различные формы организации образовательного процесса, образовательных проектов, основанных на этой технологии; 6. ознакомление с опытом работы ведущих учреждений в области реализации исследовательской деятельности учащихся. В соответствии с конкретными условиями и возможностями программа может быть адаптирована или видоизменена. Особенностями данной программы являются: - актуализация требований современной образовательной системы к личности педагога, руководящего детскими исследованиями; - раскрытие функционала педагогов через методику и технологию проектирования исследовательских задач в различных образовательных областях; - сочетание теоретического материала и активных форм подготовки слушателей, применение тренинговых методик групповой работы со слушателями по отработке основных понятий исследовательского обучения. 2.2. Формы учебных занятий: Лекционный курс по основным методологическим аспектам исследовательской деятельности учащихся; Тематические авторские семинары разработчиков методик исследовательской деятельности с учащимися; Групповые тренинги на уточнение основных понятий, связанных с исследовательской деятельностью; Индивидуальные консультации слушателей по различным проблемам исследовательской деятельности; Тематические семинары на базе образовательных учреждений, входящих в московскую городскую сеть «Реализация модели образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся» 2.3. Результаты освоения образовательной программы. Слушатели, успешно освоившие программу, получают следующие знания и навыки: ₋ представления об основных методологических особенностях учебного исследования, его отличиях от научно-исследовательской, учебной деятельности, проектирования, реферирования и т. д.; ₋ основные сведения по истории развития проектных и исследовательских методов в отечественном и зарубежном образовании; главные современные концепции проектного и исследовательского обучения; ₋ основные сведения по существующей нормативной базе исследовательской деятельности в образовательной системе; ₋ навыки разработки образовательных программ (дополнительных, профильных, элективных курсов) с использованием элементов исследовательской деятельности в различных предметных областях; ₋ навыки организации различных форм образовательной деятельности и образовательных проектов с использованием исследовательских методик (экскурсии, экспедиции, конференции и др.) в образовательных учреждениях различного вида (общеобразовательных, дополнительного образования, начального профессионального образования и др.); ₋ представления об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др); ₋ представления о существующих в России и в мире исследовательских конференциях и конкурсах, применяемых на них критериальных системах оценки исследовательских работ учащихся, методике подготовки учащихся к участию в конференциях разной направленности; ₋ основные принципы экспертизы исследовательской деятельности – на уровнях ученических исследовательских работ; организации исследовательского процесса. 2.4. Востребованность специалистов, прошедших повышение квалификации по данной программе. Слушатели, освоивших программу, востребованы в учреждениях дополнительного образования детей, блоках дополнительного образования общеобразовательных учреждений, лицеях, гимназиях, региональных инновационных сетях по развитию исследовательской деятельности учащихся. Данная программа ориентирована на повышение квалификации педагогов (педагогов дополнительного образования детей, учителей, научных работников и др.), непосредственно занимающихся с детьми учебно-исследовательской работой, а также методистов, управленческих кадров, организующих учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. С этой целью представлено два учебно-тематических плана для названных категорий педагогических работников. 2.5. Итоговый контроль. Итоговый контроль проводится в форме защиты курсовых работ - педагогических проектов, выстраиваемых на основе реальной практики каждого слушателя и направленных на проектирование в рамках этой практики элементов исследовательского обучения. Типы курсовых работ слушателей и их основные разделы: 1. Программа элективного курса • пояснительная записка, • учебно-тематический план, • поурочное планирование, • список тем исследовательских работ, • список литературы 2. Программа дополнительного образования • паспорт программы, • пояснительная записка, • организация образовательного процесса, • учебно-тематический план, • содержание курса, • методическое обеспечение, • условия реализации, • список литературы (отдельно для учащихся и педагогов), • ожидаемые результаты и критерии их оценки. 3. Методическое пособие • методика организации исследовательской работы по определенной теме, • примеры дидактических материалов, • список тем исследовательских работ, • список литературы. 4. Концепция • область управленческой деятельности (учебно-воспитательная работа, психологическая служба, мониторинг качества образования и др.), • пояснительная записка, • годовой план работы, • ожидаемые результаты и способы их фиксации, • список литературы. 5. Исследовательская разработка • постановка проблемы, • гипотеза исследования, экспериментальные исследования и их анализ, • результаты и выводы.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт "Земляне"

  • Copyright MyCorp © 2024